КУЛЬТУРНАЯ МУЗЫКА В РОССИИ

Возникновение культурной музыки обусловлено дифференциацией общества на классы и группы различного типа чувствования, обусловленного причинами прежде всего экономическими. В старой Руси мы имели в общем, несмотря уже на начинавшуюся дифференциацию, довольно сложный и общий тон чувствования, в почти одинаковой мере свойственный как любому крестьянину, так и «воеводе».



Этому первичному типу соответствовала и вполне удовлетворяла музыка, кустарным образом производившаяся в народных недрах. Это кустарное творчество, правда, бывало иногда использовано в целях потребления отдельных классов и групп (музыка «умельцев» и др. при княжьих и царских дворах), но органически оно было то же самое, что и для крестьянина, и для разбойника, и для князя. Такое положение, в общем неустойчивое, могло продолжаться лишь, пока изоляция России от Европы была достаточно полной, пока и самые бытовые и экономические условия разных классов не отличались органически, а лишь количественно, одним словом, пока мы имели примитивно-феодальний быт.



Только что средостение с Европой рушится и влияние Запада начинает проявляться (с царствования Алексея Михайловича, т.е. приблизительно в конце XVII в.), как и в музыкальной сфере усиливается спрос на новые звуковые впечатления. Русская песня перестает удовлетворять, по крайней мере отчасти, известный круг — именно круг так или иначе соприкоснувшейся с западной культурой высшей аристократии. Начинается потребность в более диференцированной музыке, более сложной, более впечатляющей хотя бы на первых порах только одной новизной и необычайностью ресурсов.



Первое время спрос на новые звуковые ощущения диктуется в значительной степени создающейся модой: музыка идет в хвосте других, «западных товаров», наводняющих Московское государство; наравне с табаком она является одним из средств усиленного экономического общения с Западом — оттуда вывозятся музыканты для обслуживания потребностей определенной группы населения — высшего класса, экономическим ресурсам коего уже не удовлетворял внутренний рынок.



Говорить о серьезном изменении самого типа звукосозерцания в эту эпоху, пожалуй, было бы опрометчиво: внутренний тон чувствовался, вернее всего — был еще на стороне кустарной песни; но тут властно диктовал вкус общий склад быта этого круга, обусловленный политическими и экономическими условиями. От него требовали вкуса к определенным предметам западного импорта, а малая культурность этого круга легко поддавалась такой произвольной лепке своего вкусового типа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *